Решения
Россия должна опираться на собственные силы в вопросах обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Арктике
«До февраля 2022 года Росатом совместно с МИД России и Минвостокразвития России прорабатывали возможности реализации проектов в рамках «Ядерного окна» Природоохранного партнерства Северного измерения (ППСИ), реабилитации территорий арктической зоны, где находятся затопленные и затонувшие объекты с отработанным ядерным топливом. Однако 8 марта Еврокомиссия, Исландия и Норвегия выступили с совместным заявлением о приостановке сотрудничества с Россией по линии Северного измерения, сегодня взаимодействие по линии ППСИ заморожено, что конечно не может не вызывать сожаление. Отмечу, что в сложившейся ситуации мы со своей стороны остаемся открытыми к диалогу со странами-партнерами Совета по вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе. <…> В тоже время мы намерены развивать сотрудничество и уже делаем это — не только с арктическими странами, но и с неарктическими государствами, разделяющими наши подходы к устойчивому развитию арктического региона. <…> Очевидно, что в нынешних условиях мы должны делать ставку на имеющиеся у нас компетенции, их дальнейшее развитие и совершенствование. Это позволит успешно решить соответствующие задачи, обозначенные Президентом Российской Федерации в стратегии развития Арктической зоны до 2035 года», — подчеркнул Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России.
«Та задача, которую мы сегодня обсуждаем, в новых условиях должна решаться прежде всего за счет консолидации наших собственных ресурсов внутри страны. При этом, конечно, международное сотрудничество с дружественными странами нам нужно тоже освоить. Если это задача стратегическая, если это в интересах страны — то мы должны задать вопрос нашим крупным сырьевым корпорациям, прежде всего тем, которые заинтересованы в развитии Арктики и Северного морского пути, и сказать им «ребята — участвуйте». Не только федеральный бюджет, не только федеральная программа и решения Президента должны быть, необходима серьезная работа по поиску партнеров, которые вместе с нами эту задачу решат», — выразил уверенность Геннадий Скляр, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле.
«Мы активно работаем с коллегами — сенаторами и депутатами Государственной Думы в целях совершенствования нашего законодательства. <…> У нас отсутствуют правила учета бесхозяйных судов в пределах акватории внутренних морских вод Российской Федерации, которые были бы аналогичны правилам учета бесхозяйных судов на внутренних водных путях страны. <…> Необходимо создание полномочного органа, за которым была бы закреплена обязанность по установлению собственника затопленного имущества во внутренних морских водах и т.д. <…> В решении таких, особенно чувствительных вопросов подъема судов, содержащих ядерные материалы без научного и экспертного потенциала нашей корпорации «Росатом» абсолютно не обойтись», — Константин Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Мурманская область), член Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.
«Сейчас можно с удовлетворением отметить, что создана обеспечивающая инфраструктура, которая позволяет на территории радиационных и ядерно-опасных объектов, на территории Мурманской области осуществлять обращение с ядерным топливом, радиоактивными отходами. Внутри каждого объекта строится своя производственная программа, на которую выделяются соответствующие финансовые средства. В этой схеме ежегодно получаются определенные результаты, снижающие радиационный потенциал Мурманской области. <…> Для того, чтобы снизить ядерный потенциал Мурманской области необходимо было принять соответствующее решение, разработать технологию и внедрить её там на Урале. Когда рассматривались подходы мы не знали каким образом обращаться с такими видами топлива, как уран-циркониевое, уран-бериллиевое. Мы сумели в Гремихе сделать производственную базу, на которой разбирается уран-бериллиевое топливо и с участием ФГУП «Атомфлот» отправляется на ФГУП «ПО «Маяк». <…> К настоящему времени филиал ФГУП «Федеральный экологического оператор» освоил технологию сбора. Сейчас на хранении находится 123 реакторных отсека от 120 подводных лодок. Также освоена технология утилизации судов обеспечения — не менее сложная технология разборки судов, нежели подводных лодок. Имеются уникальные технологии утилизации реакторных отсеков с использованием погружного судна. <…> Выходит на производственные мощности береговой комплекс по обращению с радиоактивными отходами в Сайде. Северный морской путь очищен от радиоизотопных термогенераторов (РИТЕГи). Итоги — более чем на 50% уменьшился активный потенциал, проблемы ядерных объектов на берегу стабильно снижаются и теперь можно повернуть голову на решение проблем в море (потенциал активности морских объектов оценивается в 1 млн. Ки)», — описал имеющиеся решения и опыт Анатолий Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи, Госкорпорация «Росатом».
«Пожелание по долгосрочному мониторингу — его эффективность будет значительно выше, если будут разработаны адекватные модели, прогнозирующие риск разгерметизации тех защитных барьеров, которые сегодня существуют и во-вторых, будет разработан на случай такого аварийного события — план аварийного реагирования для минимизации и предотвращения такой ситуации», — Михаил Кобринский, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник, заместитель заведующего отделом, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук.
«Экспедиционные обследования арктических морей проводились Росгидрометом совместно с другими заинтересованными организациями, часть мероприятий была проведена в рамках международного сотрудничества с норвежскими коллегами. Сейчас Росгидромет осуществляет работы по экспедиционному обследованию заливов Новой Земли в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» и основная цель этих обследований — это радиационный мониторинг в местах затонувших затопленных АПЛ. <…> Направления развития сети Росгидромета: техническая модернизация пунктов наблюдений, радиометрических лабораторий и групп; расширение сети наблюдений за компонентами природной среды; морские научные исследования в Арктической зоне РФ — на будущий год мы идем на остров Кильдин (К-159), а также развитие методов оценок и качества окружающей среды в Арктической зоне РФ», — Маргарита Каткова, заведующая лабораторией ФГБУ «НПО «Тайфун», Росгидромет.
Приоритет страны — безопасное обращение с затонувшими АПЛ в Арктике
«Зная, с чем мы имеем дело и как с этим работать, в 2021 г. ФЭИ разработал положение по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при обращении с АПЛ К-27 и Б-159. В этом документе задали понятия: проектная документация, нормальный и безопасный режим работы, их условия и пределы, ЯОЗ, ЯОР, ЯОУ, ЗР, участники работ (головной исполнитель работ, организация научного руководителя, государственная комиссия, оперативный персонал, аварийно-спасательные формирования, группа экспертов и др.), их функции и ответственность и др. В этом документе заданы принципы обеспечения безопасности, заданы количественные критерии безопасности исходя из максимально возможной СЦР, заданы безопасные расстояния для расчета ядерно-опасных зон и зон работ (исходя из возможных радиационных последствий, которые были оценены)», — отметил Иван Савельев, начальник лаборатории, Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского.
«При разработке проектных документов по подъему АПЛ Б-159 необходимо учесть риски возникновения и развития аварийных ситуаций, проработать их возможные сценарии, а также выполнить расчеты в обоснование ядерной безопасности. Необходимо также разработать специальные требования по обеспечению ядерной безопасности при подъеме АПЛ Б-159, транспортирования корабля к месту утилизации и утилизации на судоремонтном предприятии с учетом возможных сценариев развития аварийных ситуаций», — подчеркнул Андрей Глухов, ведущий инженер-конструктор АО «НИКИЭТ».
«Хотелось бы, чтобы через сегодняшнюю конференцию было приведено в единое место все исходные данные, проанализированы и было выработано два направления, которые потом как две дороги должны сойтись. Это ядерная и радиационная безопасность и средства, которые мы должны анализировать. <…> Необходимо комплексно подойти и пересмотреть результатов ранее выполненных работ с учетом прошедшего времени и новых отработанных способов судоподъема и новых технических средств. <…> АО «СПМБМ «Малахит», как проектант АПЛ Б-159 и АПЛ К-27, предлагает считать в качестве приоритетного направления обращения с АПЛ вариант обращения с объектами — «Подъем», реализуя сотрудничество совместно со всеми заинтересованными организациями», — Олег Власов, главный конструктор проекта АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».
«При определении современных подходов к выбору технологии подъема крупногабаритных затонувших объектов необходимо принимать во внимание, что технология должна предусматривать применение судоподъемного комплекса, который в наибольшей степени соответствует условиям подъема конкретного затонувшего объекта. Судоподъемный комплекс должен быть сформрован из технических элементов, которые реально существуют, уже освоены работающим персоналом и те технологии и средства, которые уже были проверены на практике в области судоподъема. Таким образом затонувший объект будет поднят в установленные сроки, с минимальными затратами и главное — безопасно», — Андрей Краморенко, д.т.н., НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
«Предлагаем внести в концепцию утилизации АПЛ К-27 следующие предложения: рассмотреть возможность разделения АПЛ до подъема на три части: носовую оконечность, трехотсечный блок, кормовую оконечность. После подъема передать трехотсечный блок с невыгруженным ОЯТ в береговое укрытие ПДХ РО «Устричный». Носовую оконечность, кормовую оконечность, в зависимости от радиационной обстановки, передать на утилизацию предприятиям Северо-Запада России (СРЗ «Нерпа»)», — Ринат Низамутдинов, начальник отдела АО «НИПТБ «Онега».
«Ведется подготовка нормативного документа по реабилитации Арктической зоны РФ от затопленной и затонувшей АПЛ К-27 и Б-159 с отработавшим ядерным топливом. Было обеспечено взаимодействие с 13 ФОИВами и организациями в целях подготовки долгосрочной программы по реабилитации Арктической зоны РФ. Организатором и координатором работ по подъему и утилизации АПЛ К-27 и Б-159 определена Госкорпорация «Росатом». В настоящее время необходима подготовка детального обоснования в Правительство Российской Федерации», отметил — Анатолий Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи, Госкорпорация «Росатом».
Национальная система ядерной безопасности и радиационного мониторинга должна выйти на новый уровень
«Актуальным является разработка концептуального проекта специального судна, предназначенного для проведения работ с подводными и надводными ЯРОО. На этом судне должен быть размещен специализированный комплекс уникальных средств поиска подводных объектов и исследования радиоактивных полей в морской среде, который будет востребован как в работах по реабилитации Арктики от «ядерного наследия», так и в будущих работах по обеспечению ядерной и радиационной безопасности», — Алексей Казеннов, начальник лаборатории, НИЦ «Курчатовский институт».
«Актуальным вопросом является предложение по созданию подсистемы радиоэкологического мониторинга и оперативного реагирования на Северном морском пути. Предпосылками создания подсистемы являются: рост перевозок по Северному морсому пути с применением ядерных ледоколов, рост перевозок радиоактивных материалов, наличие затопленных ЯРОО в арктическом регионе. Еще одним важным моментом является постоянный радиационный мониторинг — как важнейшего элемента обеспечения ядерной и радиационной безопасности на СМП с учетом его глобальной стратегической роли. Наконец важными факторами является обеспечение адекватного научно-обоснованного информирования органов власти, населения и СМИ о любой ситуации на СМП, связанной с радиационным фактором в режиме 24/7», — Сергей Красноперов, зав. отделением ИБРАЭ РАН.