Решения
Законодательное регулирование деятельности в сфере аквакультуры помогает устойчивому развитию бизнеса
«К аквакультуре у нас последние лет 7–8 внимание очень пристальное и это очень приятно. Наверно, благодаря такому вниманию и результаты это направление показывает очень неплохие. За последние 10 лет почти двухкратное удвоение произошло по выращиванию рыбы на территории нашей страны. Это произошло как благодаря тому, что была принята соответствующая нормативная база, были получены гарантии для аквакультурных хозяйств. Закон об аквакультуре предоставил четкие понимания для хозяйствующих субъектов — что им можно, как они защищены, причём он уже несколько раз менялся. И, наверное, самым таким прорывным было не просто долгосрочное закрепление участков за хозяйствующими субъектами, но и возможность их последующего продления на приоритетной основе. Кроме того, были закреплены права на продукцию аквакультуры, чего не было до этого. И, в общем-то, аквакультурщик выращивал рыбу не всегда мог гарантированно понимать, что труд его не пропадет, что не придут люди какие-то со стороны и не начнут вылавливать его рыбу», — Василий Соколов, заместитель руководителя Росрыболовства.
«Есть еще объекты, которые потенциально пригодны для выращивания, просто для них еще не разработана соответствующая технология, еще никто не рискнул заняться этим всерьез. В частности, по мнению рыбохозяйственной науки, огромные перспективы имеют сиговые и это то направление, над которым, наверное, в ближайшие годы необходимо ученым работать для того, чтобы создать необходимые технологии и существенно расширить спектр продукции, которая может быть выпущена», — Василий Соколов, заместитель руководителя Росрыболовства.
Государственная поддержка развития аквакультуры — один из важнейших факторов успеха развития всей отрасли
«Минвостокразвития совместно с Корпорацией имеет механизмы стимулирования, в частности, механизмы — предоставление налоговых преференций, возмещение затрат на первичную инфраструктуру, предоставление участков без торгов в рамках территории опережающего развития „Столица Арктики“ и Арктической зоны Российской Федерации. Именно вопрос по эффективному стимулированию непосредственно заводов по изготовлению посадочного материала требует проработки, проработки достаточно существенной. Обязательно стоит определить индикаторы, которые помогут оказать. Возможно, это какие-то финансовые механизмы в части льготного кредитования. Возможно, субсидирование. Готовы совместно с регулятором над этим работать», — Дмитрий Клюнеев, директор департамента развития рыбохозяйственного АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».
Новые рынки — новые возможности для российского производителя
«Наши ключевые импортеры, которые поставляют форель на российский рынок — это Турция, Армения, небольшие объемы из Чили и Кыргызстана. Конечно, необходимо данный импорт замещать и убирать иностранных поставщиков с российского рынка, чтобы производство было отечественное и поставки были от отечественных производителей. <...> Рынок скорее всего пойдет по оптимистичному сценарию, поскольку 39 млн. штук посадочника, они дадут прирост рынка до 95–100 млн. штук, что позволит дать хозяйствам охлажденный свежий посадочник», — Екатерина Михалева, руководитель проектов практики АПК «Strategy partners».
Административные проблемы и несовершенство бюрократических процедур тормозят развитие бизнеса и экономики
«Есть вопросы абсолютно смешные. Например, про экологию. Ты поставил садки в озере, рыба есть, рыба выделяет то, что выделяет — и никто вопросов не задает. Как только этот садок переместили, условно, в бассейн, на берег его поставили, и берете воду трубой из водоема и обратно её сбрасываете. Тут-же прибегает государство и говорит „а что это вы туда сбрасываете?“, а давайте мы это все сверять с нормативами и начинается просто свистопляска. В принципе, ты еще воду очищаешь перед тем, как её сбросить обратно — но должен уже соответствовать жестким нормативам рыбхоза по параметрам сброса на аммонийный азот, на фосваты и т.д. Это абсолютный бред, он отнимает очень много времени и нервов, он затрудняет вопросы прохождения экспертизы и с этим безусловно надо что-то делать», — Юрий Киташин, первый заместитель генерального директора ООО «Инарктика СЗ».
Инфраструктура — основа развития всей отрасли аквакультуры
«Задача по проектированию и строительству морских ферм она абсолютно для нас доступна технологически. Первые расчеты по стоимости показали, что по сравнению с аналогами китайскими, то стоимость затрат у нас ниже, примерно на 20–30%. Задача, которую перед нами поставили наши партнеры — это выйти на сроки окупаемости в 5 лет», — Анатолий Алексашин, советник генерального директора АО «ОСК».
«Норвежцы вкладывают деньги за научно-исследовательские лицензии, которые позволяют им тупо увеличивать объем производства, поэтому у них есть стимул. Был на установке „Сальмара“, они заявляли „да, в открытом море, да, будет работать“, потом оказывается, что они установили, прикрывшись островами, — оно вроде-как в открытом море, но острова аккуратненько её закрывают от внешних воздействий. А потом сказали „ну вообще-то она рассчитана на высоту волны не более 5–7 метров“, поэтому не так всё радужно, как они рисуют», — Юрий Киташин, первый заместитель генерального директора ООО «Инарктика СЗ».