Решения
Решение задачи подготовки кадров для Арктического региона требует системных подходов
«В настоящий момент разрабатывается комплексная программа подготовки в регионе кадров со средним профессиональным образованием, которая предусматривает мероприятия по модернизации инфраструктуры образовательных организаций и другие аспекты. Не могу не сказать, просто обязан сказать о той инициативе, которая была проявлена Министерством просвещения, это как раз профессионалитет — федеральный проект. У нас уже есть положительный опыт по другой отрасли на базе новодвинского индустриального техникума взаимодействия с 5 крупными предприятиями, которые занимаются целлюлозно-бумажной промышленностью. Мы готовим заявку на 2024 год для участия в конкурсе для создания образовательного производственного класса рас-серия машиностроения на базе техникума судостроения и машиностроения в Северодвинске», — Олег Русинов, министр образования Архангельской области.
«Для образовательных программ по конвенционной подготовке, но наиболее значимые как пути решения, что, собственно, нам ещё и помогает, это прежде всего то, что наш университет вошел в межрегиональный научно-образовательный Центр мирового уровня „Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования“, которого база является САФУ. В прошлые годы мы реализовывали 4 проекта, 2 из них относились к рыбопромысловой отрасли», — Мария Князева, и.о. ректора ФГАОУ ВО «Мурманский государственный технический университет».
Партнерство работодателя и сферы образования позволяет реализовывать уникальные программы
«В качестве примера можно еще привести что в целях сокращения дефицита квалифицированная кадров для тех, кто ведёт свою деятельность в морском порту Архангельск и морском торговом порту с 2021 года на базе нашего Архангельского техникума строительства и экономики реализуется образовательная программа по профессии СПО „Докер-механизатор“. Вся соответствующая материальная техническая составляющая была предоставлена работодателем. Для нас это был большой совместный успех», — Олег Русинов, министр образования Архангельской области.
«Мне всегда хотелось попробовать хакатоны, это такая айтишная штука, когда ставится кусок какой-то программы, проблемы, есть какая-то область с проблемой и дают небольшой кусок для того, чтобы условно айтишники дописали часть кода или изменили его чтобы улучшить, углубить и так далее. Можно ли всю эту историю в пищевую индустрии рыбопищевую индустрию вмешивать? Оказывается, можно. Вот мы провели 2 хакатона на базе университета ИТМО в Санкт-Петербурге. Хакатон хорошая история, потому что она очень дешевая для предприятия и хорошие результаты», — Сергей Куницын, директор лаборатории инноваций AGAMA.RUN, руководитель направления проектной работы с образовательными организациями.
«Если говорить про работодателей, в чём преимущество собственно для трудоустройства студентов из числа студенческих отрядов, как минимум, это привлечение перспективных студентов, потому что они ежегодно выезжают и многие, кто отработал года 2–3, они действительно остаются, если им действительно понравилось, работодатель не тратит время на подготовку к работе, этим занимаемся мы, мы с ними работаем, как правило это командир, у которого есть свой отряд там 15–20 человек и так далее, и, соответственно работодатель не тратит время на них, полностью командиры проделывают работу по подготовке. <...> Следующий немаловажный пункт, это использование налоговой льготы, если работодатель трудоустраивает сотрудника в числа студенческих отрядов он имеет право уменьшить сумму страховых взносов до 22% и соответственно потратить эти деньги либо на своё предприятие, либо на развитие студенческих отрядов», — Ляйсан Камбеева, руководитель рутинного направления студенческих отрядов Приволжского федерального округа.
Кадровое обеспечение предприятий ОПК реализуется по различным программам
«Отдельно хотел бы обратить внимание на крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса, который у нас находится на территории региона, это и судостроение, и машиностроение, и судоремонт и подготовка кадров для этих предприятий у нас осуществляется на базе четырёх профессиональных образовательных организаций, а также филиале САФУ в Северодвинске и общий контингент студентов где-то 2,500 человек. <...> Ежегодно 140 выпускников техникума направляются в научно-производственные роты «Севмаша» там проходят военную службу, не теряют свои компетенции, совершенствуют свое профессиональное мастерство, как слесарь-монтажник, сборщик корпусов металлических судов, застройщик, трубопроводчик, токарь, фрезеровщик и так далее, и 70% выпускников возвращаются для работы на «Севмаш», — Олег Русинов, министр образования Архангельской области.
Задачи популяризации обучения и профессий в Арктике должна решаться на основе партнерства государства, образования и бизнеса
«Пример совместной работы предприятия ОСК: в какой-то момент, больше 5 лет назад, у них была очень высокая потребность в кадрах, но ребята поступать не хотели. Наши Северодвинские предприятия, которые входят в „Объединённую судостроительную корпорацию“, разработали проект о ранней профориентации и университет, так как мы держатели направлений подготовки, связанных как раз с судостроением в том числе и для атомного флота, мы участники просто, я хорошо знаю, что ежегодно выделяется ни один десяток миллионов рублей ОСК на профориентацию и она начинается с детского сада», — Людмила Морозова, проректор ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова».
«Задача повышения востребованности у абитуриентов на данные направления подготовки требует конечно системных решений, мы для себя определяем три ключевых направления: это, прежде всего, популяризация и повышение престижа соответствующих профессий среди школьников. Я хочу отметить, что в прошлом веке, ещё в 80-х годах, рыбак Мурманской области это была действительно очень значимая фигура в обществе, а сейчас мы понимаем, что среди выпускников престижа такой профессии в данном случае не наблюдается», — Мария Князева, и.о. ректора ФГАОУ ВО «Мурманский государственный технический университет».
«Я за полную коллаборацию с университетами, с техническими заведениями учебными, чтобы получать, конечно же, грамотных уже специалистов или специалистов в начальной фазе, с которыми можно дальше работать. Мы готовы, и, мы периодически выходим может ещё не настолько активно как хотелось бы, но сейчас интерес подогрет после всего этого, очень интересна идея о том, что нужно детям это прививать, а не родителям приводить за руку. <...> Вот здесь нужно работать уже не в институте и не в техникуме, здесь надо реально работать в школе с детьми», — Павел Тихонов, генеральный директор ООО «Русский лосось».
Университеты должны активно участвовать в федеральных и целевых программах
«Государственное задание по научному методическому сопровождению ремонтных работ и модернизации судов, входящих в состав научно-исследовательского флота Минобрнауки России. Перспективы развития данной деятельности является то, что наш университет создаёт Центр компетенции национального уровня по сопровождению процессов модернизации и ремонта судов. Достаточно тяжёлый проект, но именно в рамках этого проекта мы сейчас подтаскиваем молодёжь на ролях стажеров и так далее, чтобы они всё больше и глубже вникали в практику и прокачивали свои компетенции, встраиваясь уже как кадры, как ППС», — Мария Князева, и.о. ректора ФГАОУ ВО «Мурманский государственный технический университет».
В образовательной сфере Арктической зоны РФ требуют внимания вопросы развития инфраструктуры
«Мы должны объединиться, я думаю, что все поддержат, задача очень простая, она вытекает из плавательной практики. По сути, в России сейчас учебно-производственное судно одно — „Профессор Хлюстин“, который находится на Дальнем Востоке. В Северном бассейне нет ни одного учебного судна, ни учебно-производственного, ни учебно-парусного, никакого. <...> Постройку учебно-производственного судна я считаю одной из стратегических задач», — Мария Князева, и.о. ректора ФГАОУ ВО «Мурманский государственный технический университет».