(15 июня 2023 г.)
Ключевые выводы
Северный морской путь находится на особо важном этапе своего становления и развития
«Арктика — это такая „территория подвига“. И за последние годы мы очень серьезно продвинулись не только технологически, но и людскими ресурсами, умениями. Арктика — это новый Транссиб. В 1891 году началось строительство Транссиба, это был огромный для страны проект, оценивали его в 350 млн рублей, он вышел тогда в 1,5 миллиарда. Но что позволил тогда Транссиб? Он соединил всю страну, европейскую часть нашей страны с дальневосточной», — Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Сейчас, в 2023 году, мы уже говорим о том, что компания „Новатэк“ совместно с „Росатомом“ готовится к действительно историческому событию. В начале следующего года будут совершены первые регулярные рейсы в восточном направлении. Очень много неизвестных, трудных задач предстоит решить, в том числе и повышение качества ледовой разведки и так далее. Но это уже осознанное решение, которое основано на экспериментальных рейсах», — Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Если говорить об этапах СМП, то у него сейчас этап самый понятный и в то же время самый сложный — это освоение СМП, когда арктические проекты являются, по сути, двигателями и прокладывают эту дорогу, и развивают инфраструктуру, и формируется грузовая база. Безусловно, следующий этап будет, когда СМП уже превратится в часть международной логистики», — Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Это очень большой шаг, то есть начало круглогодичной навигации. Это огромный шаг вперед и для всего человечества, потому что речь идет фактически о прокладке нового маршрута, не так много новых маршрутов возникает на планете. И путь к этому достаточно долгий был и интенсивный. И существенной частью этого пути была разработка комплексного плана развития СМП до 2035 года, были расширены полномочия госкорпорации „Росатом“», — Михаил Кузнецов, директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»).
СМП — это не просто новый маршрут в международной логистике и торговле, а маршрут, который позволяет решать задачи, недоступные для других маршрутов
«Сегодня мы понимаем, что текущая ситуация, назревшие изменения в мировой логистике, в том числе грузооборот между азиатскими странами и европейской частью континента, все это не могут вынести традиционные логистические маршруты, в том числе и Транссиб. Безусловно, нужна новая транспортная артерия, альтернативная Транссибу, которая может соединить Европу с Азией. И в этом смысле Северному морскому пути нет альтернатив», — Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«В новых реалиях СМП — это в первую очередь маршрут на азиатские рынки, и в том числе это часть мировой логистики. Если посмотреть расстояние от Мурманска до Шанхая — это 7000 миль. Если посмотреть обратно, это расстояние через Гибралтар и Суэцкий канал — это 12 500 миль. И, скажем, безопасность, технологичность и устойчивость СМП — она каждый день становится все более очевидной большому количеству партнеров», — Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Новый ли это маршрут в мировой логистике? Однозначно да, и это „коридор будущего“. По расстояниям тоже, очевидно, это более предпочтительный маршрут. Минусы, конечно, это лед и продолжительность открытой навигации. <...> На СМП на сегодняшний день нет платы за проход в отличие от того же Суэцкого канала. У нас нет никакой очереди на проход, также как через Суэцкий канал. И на сегодняшний день этот маршрут наиболее безопасный, потому что мы научились ходить во льдах устойчиво и эффективно», — Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Северный морской путь — это очень хороший вариант для нас, потому что из Роттердама в Йокогаму этот путь занимает всего 11 тыс. км. А если корабль идет через Суэцкий канал — это 18 тыс. км. То есть здесь идет не только снижение расстояния на 40%, но и СМП дает новые возможности развития, разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Если будет возможность идти по СМП, то пути станут более разнообразными для морских грузов», — Сакико Хатайа, научный сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы.
Важно не отступать от системного подхода к комплексному развитию СМП
«План — это сейчас один из основных стратегических документов, поскольку он фокусирует здесь не только обязательства государства, но и обязательства инвесторов и всех участников этого процесса. Туда включается все — от строительства судов, спутниковых группировок, которые обеспечивают объективные данные по гидрометобстановке, ледовой обстановке. Поэтому весь спектр вопросов погружен в этот план. На сегодняшний день порядка 155 мероприятий предусмотрено с общим объемом финансирования почти 2 трлн рублей. Из них порядка 600 млрд рублей — это инвестиции государственные. В целом реализация плана мониторится на самом высоком уровне», — Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Можно говорить о том, что если брать последние 3 года, мы идем сейчас в устойчивой динамике. Она на сегодняшний день говорит о том, что все проекты продолжают реализацию своих планов и развитие грузооборота идет скачкообразно, то есть когда появляется новый проект, идет резкий рост, к которому нужно адаптировать всю инфраструктуру, дальше снова идет плавное движение и дальше снова рост. Поэтому самый сложный рост будет в 2024 году. В первую очередь, компания „Новатэк“ запускает новый проект „Арктика СПГ-2“, проект „Роснефти“ „Восток Ойл“ и угольный проект „Северная звезда“», — Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Решение задачи круглогодичной навигации и достижение целевых цифр грузопотока, поставленных руководством страны, — это очень сложная организационная и операционная задача, требующая участия многих сторон. <...> Судостроители должны построить флот, судовладельцы — этот груз эффективно и безопасно отвезти на мировые рынки, государство — создать инфраструктуру СМП и „Росатом“ как единый оператор этой инфраструктуры выстроиться для выполнения этих задач, включая ледокольное обеспечение», — Игорь Тонковидов, генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот».
СМП содействует развитию судостроения в стране
«Фактор развития судостроения в Российской Федерации — это тоже достаточно серьезное влияние. Здесь СМП является достаточно серьезным двигателем развития. У нас с „Росатомом“ существует ледокольная программа, которую мы развиваем», — Андрей Грачев, вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК „Норильский никель“».
Бизнес успешно развивается на территории российской Арктики
«Развивается Арктика и в части инвестиций — мы создали в Арктической зоне практически самую большую территорию преференциального экономического режима. Сейчас наблюдаем, порядка 60 резидентов у нас ежеквартально прирастает в Арктической зоне», — Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Как вы знаете, первым арктическим проектом является проект „Ямал-СПГ“, который был запущен в 2017 году — раньше срока. Сейчас это уже работающее, идеально функционирующее предприятие, работающее с превышением плановой мощности, которое дает более 20 млн тонн СПГ в год. Что нужно сказать? За 10 последних лет с проекта перевезено 110 млн тонн груза, это 55% объема всего перевезенного груза за этот период. И конечно, грузопоток с наших проектов будет только нарастать и усиливаться», — Эдуард Гудков, заместитель председателя правления ПАО «Новатэк».
«Для нас, как и для многих, СМП — это фактор развития промышленности. Арктическая зона содержит 76% общероссийского запаса никеля, здесь производится 96% всего никеля, 93% добычи всего кобальта. И для того чтобы все это вывезти, нужны безопасные и быстрые перевозки. И здесь, конечно, СМП незаменим», — Андрей Грачев, вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК „Норильский никель“».
«С 2019 года наша компания реализует проект по освоению Баимского месторождения. <...> В настоящий момент мы находимся в активной фазе строительства, мы закончили проектирование комбината мощностью по руде 70 млн тонн. Производить будем порядка 1,5 млн тонн продукции, в нашем случае это медный концентрат и молибденовый концентрат. У нас в настоящий момент на площадке находится порядка 800 человек, работают 120 единиц техники», — Георгий Фотин, генеральный директор ООО «ГДК „Баимская“».
Будущее арктического туризма неразрывно связано с развитием СМП
«СМП — это двигатель развития арктического туризма. В принципе лет через 10 это будет достаточно серьезный фактор. Понятно, что сейчас мы говорим о промышленных грузах, но не нужно забывать, что сейчас все больше и больше людей, которые хотят ознакомиться с красотами Арктики, с бытом коренных малочисленных народов, посмотреть на все это. Поэтому абсолютно верно, что СМП — это ключевой элемент повышения транспортной связанности самых удаленных территорий нашей страны», — Андрей Грачев, вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК „Норильский никель“».
Изменение климата непосредственно влияет на реализацию арктических проектов
«Климат меняется, климат меняется на наших глазах. За последние 50 лет количество летнего льда в Арктике уменьшилось примерно на 2,7 млн км, это сопоставимо с площадью Гренландии, и в зимний период — примерно на 700 кв. км. Это такие впечатляющие цифры. И за последнее время, за последние 20 лет, минимумы льда у нас были в 2007, 2012 и 2018–2019 гг. В последнее время ледовая обстановка стала стабилизироваться, примерно на 200 тыс. кв. км льда стало больше», — Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Грузооборот 200 млн тонн — уже объективная реальность
«У нас есть обязывающие соглашения, по которым мы после 2030 года достигаем грузооборота порядка 200 млн тонн», — Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Проблемы
Безопасность — один из важнейших факторов развития СМП
«Важнейший вопрос на СМП — это безопасность и теперь, когда мы говорим, что появился новый институт, где произошла централизация этих полномочий. В 2021–2022 гг. у нас был отказ или перенос предоставления ледокольной проводки, их было порядка 30. И вот на сегодняшний день мы смогли обеспечить и взаимодействие со всеми грузоотправителями, и улучшить прогнозирование ледовых условий, поэтому за период 2022–2023 годов показатели по таким проводкам уже практически свелись к нулю», — Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Расскажу, почему СМП для нас очень интересен. Многие часто говорят об этом пути в последние годы, потому что мы знаем, что произошло в Суэцком канале. Закрытие канала в течение 6 дней, когда корабли не могли пройти, поставило власти канала под давление, и им пришлось строить лучшую инфраструктуру для того, чтобы подобное не произошло снова. Но тем не менее глобальные представители начали думать о других путях, через Африку это будет на 2 недели дольше, поэтому мы стали также думать и о Северном морском пути», — Сакико Хатайа, научный сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы.
Новые масштабы несут новые проблемы
«Понятно, что чем больше цифра грузооборота, тем больше инфраструктурных ограничений требуется устранить. Необходима адекватная ледокольная поддержка, необходима актуальная информация о ледовой обстановке, а это значит, спутниковое обеспечение, высокоширотная связь, обеспечение спасательным сервисом», — Игорь Тонковидов, генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот».
«Вызовы перед нами стоят именно в обеспечении круглогодичной навигации на Восток, чего почти никогда не было. И для нас, для науки это тоже большой вызов, необходимо дорабатывать свои модели прогностические по льду, обеспечивать это все первичной метеоинформацией», — Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Для обеспечения бесперебойной работы необходимо решать проблему выбывающих судов
«Говоря о перспективах, надо сказать, что мы понимаем, что долгосрочно компании потребуется замена выбывающих судов ледокольного класса. В настоящее время мы используем свой флот, который представляет из себя 6 судов повышенной ледокольной проходимости», — Андрей Грачев, вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК „Норильский никель“».