Саммари пленарной сессии «Водные биологические ресурсы. Рыболовство и сохранение запасов в Арктике», состоявшейся в рамках Конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике 11 мая 2023 года в г. Архангельске.
Ключевые выводы
Арктика — пространство для общего и ответственного решения мировых проблем
«Хотел бы особо отметить сохранение традиционных видов хозяйственной деятельности, рациональное использование водных и биологических ресурсов, развитие научных исследований и повсеместное внедрение эффективных научных разработок. Кроме того, при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов в Арктической зоне крайне важно руководствоваться принципами ответственного, устойчивого управления морскими ресурсами. Рыболовство — как один из основных традиционных хозяйственных промыслов имеет жизненно важное значение для проживающих в регионе людей, в первую очередь для коренных народов. Поэтому сохранение и поддержание биоресурсов, а также мониторинг арктических экосистем становится одной из первостепенных задач», — Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России.
«Арктика, открывая часть — совместная наша задача сохранить водные, биологические ресурсы и запасы не только с другими приарктическими странами, но в том числе с теми компаниями, которые ведут там добычу других полезных ископаемых. Здесь тот баланс, который мы тоже должны сохранить», — Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству.
«Важнейшей целью повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года является Цель 2 „Ликвидация голода и обеспечение продовольственной безопасности“. Мировое рыбное хозяйство вносит растущий вклад в достижение этой цели, давая ценнейшие пищевые продукты для населения планеты — которое уже перешло рубеж 8 миллиардов и обеспечивает доходы для сотен миллионов тружеников моря и связанных отраслей продовольственной цепи», — Олег Кобяков, директор отделения по связям Российской Федерации в Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций.
Рыболовство является одним из драйверов развития экономики
«Что касается нашей экономической зоны, наших интересов в Арктике — то они, конечно, достаточно большие. Мы здесь вылавливаем более 500 тысяч тонн, наши рыбаки вылавливают. Это чуть более 10% от всего общероссийского улова. Для нас важно, что это не только объемы вылова, это рабочие места, это развитие непосредственно самих арктических регионов, что несёт большую важную социальную ответственность. <...> Мы открыли новые запасы, которые уже введены в коммерческий оборот в Чукотском море, мы открыли новые запасы в Карском море, которые правда еще в оборот не ввели. Мы видим всю динамику, на протяжении всей Арктической зоны — что происходит в экономической зоне Российской Федерации», — Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству.
«Мы, оптимисты, в Архангельской области считаем, что потенциал северных морей он в ближайшее время покажет существенный рост вылова и объема водных и биологических ресурсов, которые могут быть введены в хозяйственный оборот», — Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области.
«И в рыбной отрасли, и в других отраслях есть тот бизнес, который нацелен на освоение неведомых регионов, суровых широт. И у него есть определенный генетический код, который включает в себя, во-первых, наличие финансового рычага, доступ рынка, которых бизнес уже зарабатывает деньги, имеют ресурс. Второе, это открытость их к риску. Третье очень важное, это их готовность участвовать в инфраструктурных проектов», — Герман Зверев, президент НО «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров» (ВАРПЭ).
Северный морской путь — один из приоритетов национальной безопасности страны в Арктике
«Северный морской путь — это, конечно, в ближайшее время будет серьезным двигателем развития всех северных территорий, Арктической зоны. Поскольку это транспортная артерия, которая находится в экономической зоне Российской Федерации и полностью контролируется нашей страной, — просто обречена на успех. В сегодняшних внешнеполитических условиях понятно, что здесь сошлись два очень важных фактора. С одной стороны, таяние льдов в Арктике, которое делает этот транспортный маршрут более доступным. С другой стороны, объективно, он становится и короче и экономически выгоднее, именно в части времени доставки грузов. Но и именно тот факт, что это является суверенным транспортным путём России — это, конечно, в нынешних условиях становится приоритетным для принятия решения о его развитии», — Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области.
«На сегодняшний день мы видим бурное развитие инфраструктуры Северного морского пути. Есть соответствующие правоустанавливающие документы, в частности это Распоряжение Правительства РФ, которое вышло 01 августа 2022 г., оно содержит более 150 мероприятий, крупнейших огромных экономических строек, которые связаны не только с перевозкой грузов и товаров для людей, которые живут в районах Крайнего Севера, но и строительство терминалов сжиженного природного газа, угольных терминалов и т.д. Программа рассчитана до 2035 года. Это означает, что в ближайшие 10 лет нас ждут революционные изменения именно на этом участке», — Кирилл Колончин, директор ФГБНУ «ВНИРО», д.э.н.
«Если брать Архангельский морской порт, Архангельский транспортный узел, то по итогам прошлого года общий объем перевалки нашего транспортного узла показал рост почти на 20%. Это очень большие показатели, если у нас традиционно, до июля прошлого года до введения секторальных санкций основой перевалки все-таки составляли экспортные поставки, то с прошлого года рост показал именно каботажных, внутренних перевозок. Это говорит о том, что Северный морской путь может использоваться не только для экспорта, в перспективе я уверен для транзита, это крайне важная артерия для развития внутренних перевозок. У нас большую часть грузооборота по Северному морскому пути составляет, конечно, продукция не рыбная, но тем не менее мы фиксируем интерес в том числе интерес и рост и по этой номенклатуре», — Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области.
Хозяйствующие субъекты — базовый элемент реализации ответственной политики по защите и развитию биоресурсов и рыболовства
«Газпромнефть успешно развивается в условиях постоянно меняющегося экологического законодательства. При поддержке главы государства усиливается роль природоохранных органов и ужесточается контроль за деятельностью топливно-энергетического комплекса в части соблюдения природоохранных требований и принятых обязательств. <...> Компания реализует комплексные проекты в различных сферах бизнеса и безусловно учитываются вопросы экологической безопасности при формировании проектных решений. Значительная часть проектов реализуется на территории ЯНАО, губернатором которого было заявлено об усилении работы по восстановлению популяции ценных пород рыб в Обском бассейне», — Руслан Муслимов, директор программ по развитию системы управления экологической безопасности департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности блока Разведка и Добыча ПАО «Газпром нефть».
«Что касается взаимодействия с отраслью рыболовства — мы практически никак не взаимодействуем и это в некотором роде хорошо, мы не мешаем друг другу. <...> Аквакультура не замещает продукцию рыболовства, аквакультура её органично дополняет. Мы не конкурируем с мировым океаном. Мировой океан гораздо лучше выращивает некоторые виды рыб, чем сельское хозяйство. Никому не придет в голову мысль выращивать минтая, потому что Тихий океан справляется с этим гораздо лучше. Норвежцы пробовали тренироваться с треской некоторое время, но море их переиграло. Поэтому они это дело свернули и больше этим не занимаются. Но, с другой стороны, море очень плохо справляется с некоторыми видами, которые очень для нас важны. Здесь яркий пример — это семга. Сегодня во всем мире производят порядка 3 млн. тонн этого ценного вида рыб. Как ни старайся — мировой океан не справится с тем, чтобы такой объем промыслового вида рыб произвести», — Юрий Киташин, первый заместитель генерального директора ООО «Инарктика СЗ».
Проблемы
Сохранения экосистемы Арктики и развитие биоресурсов — ключевая проблема
«Сегодня Арктика сталкивается со многими проблемами, в первую очередь это касается климатической и природоохранной повестки. Поэтому бесконтрольное вмешательство человека в происходящие в регионе естественные процессы в этом случае может иметь крайне негативные последствия для всей экосистемы арктического региона», — Николай Корчунов, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России.
«Мы находимся в Архангельской области, рядом находится Белое море. Оно предлагает очень большие возможности для аквакультуры. Но оно достаточно строптивое, суровое и мы пока присматриваемся и пока не понимаем, как организовать в этом водоеме устойчивое производство форели или атлантического лосося, но будем дальше об этом думать. Здесь потенциал очень большой», — Юрий Киташин, первый заместитель генерального директора ООО «Инарктика СЗ».
Биоресурсы и рыболовство в Арктике требуют системного подхода и постоянного мониторинга
«В связи со стремительным сокращением площади, пригодной для возделывания суши в следствии урбанизации, развития промышленной и транспортной инфраструктуры и деградации земель, взоры людей всё чаще обращаются к морям, как к источнику пищи и занятости. Особые надежды в этой связи возлагаются на арктические моря и прибрежные зоны, богатые водными биоресурсами. Идущее потепление климата может способствовать повышению продуктивности арктического водного гектара, однако влечёт и риски неустойчивой, а порой и хищнической эксплуатации хрупких полярных экосистем», — Олег Кобяков, директор отделения по связям Российской Федерации в Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций.
«Мы понимаем, что идут климатические изменения. Рыбаки о них говорят, что идёт рассеянность запасов на территории Арктики. Для нас очень важно в тех регионах, это конечно-же море Лаптевых и другие арктические моря, смотреть за динамикой что происходит с запасами, как они развиваются. Для нас накопленные данные потом дадут возможность более точно прогнозировать с точки зрения науки что в Арктике будет происходить», — Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству.
Необходимо поддержать экономическую модель СМП
«Сегодня есть вопросы, которые требуют решения и о них нельзя забывать. И говорить о том, что всё радужно и что Северный морской путь является уже альтернативой южным маршрутам и является экономически более выгодным — наверно, будет не совсем верно. У нас есть хорошие решения, о которых мы говорим. <...> Конечно, субсидирование перевозок по железной дороге с одной стороны, делает доставку экономически более выгодной. С другой стороны, сегодня доставка через южный путь с учётом отработанной и созданной инфраструктуры и транспортных маршрутов тоже наверно кажется более выгодным. Что нам сегодня нужно сделать, и мы этот вопрос уже неоднократно ставили, и мы будем это делать, это вопрос о субсидировании перевозок по Северному морскому пути, по крайней мере на начальном этапе становления этого транспортного маршрута. Понятно, что зачастую требуется ледокольная проводка, что является достаточно дорогостоящей. Понятно, что инфраструктура Северного морского пути еще недостаточно развита, вопросы безопасности также выходят на первый план и тоже являются дорогостоящим мероприятием», — Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области.
Комплексные исследования биоресурсов — актуальный вопрос повестки дня
«Мы вынуждены констатировать, что сегодня на регулярной основе изучается только ледовая обстановка и то, в основном, она изучается по спутниковым данным. Настоящие океанологические, планктонные исследования, изучение среды обитания водных биоресурсов сегодня здесь практически фрагментарны. Возвращаясь к плану до 2035 года, можно сказать, что перспективы развертывания на этой огромной территории крупномасштабного промысла водных биоресурсов пока видится в виде отдаленного плана. <...> У нас закрепилось мнение, что у нас существует возможность старта добычи различных ценных водных биоресурсов. Это касается и промысла минтая, и начало промысла краба и т.д. Мы, на самом деле, благодаря крупнейшей за последние 20 лет экспедиции увидели, что сегодня доступно добыча, донные ресурсы и в Чукотском, и в Карских морях, там, где у нас никогда промысел не вёлся», — Кирилл Колончин, директор ФГБНУ «ВНИРО», д.э.н.
«Обычно детальное изучение водных экосистем ведётся с началом разведки и освоением нефтегазовых месторождений. Потому что, при планировании разведки и дальнейших интенсивных транспортных перевозок вообще требуется оценка экологического воздействия хозяйственной деятельности человека на природную среду, разработка соответствующих природоохранных мероприятий и экологический мониторинг. Этот экологический мониторинг встроен в программу из 150 мероприятий, и наша сегодняшняя задача прописать за эти 10 лет нашу собственную работу», — Кирилл Колончин, директор ФГБНУ «ВНИРО», д.э.н.
Необходима комплексная оценка всех аспектов деятельности бизнеса в Арктике
«В целом отраслевые проблемы можно классифицировать по четырем направлениям. Это внешние аспекты, внутренние аспекты, текущая ситуация на рынке и тенденции. Требования стратегического системного подхода, которые обеспечивали бы снижение этих рисков является гибкость реагирования на изменения производственных программ, экономическая эффективность и удобные инструменты взаимодействия, обратной связи с государственными структурами», — Руслан Муслимов, директор программ по развитию системы управления экологической безопасности департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности блока Разведка и Добыча ПАО «Газпром нефть».